Профессиональная адаптация персонала одного или нескольких сотрудников в организации требует времени. Как молодые, так и уже опытные в профессиональном отношении работники при появлении на новой работе не всегда могут сразу включиться в трудовой процесс, выполнять норму и тем более соответствовать остальному коллективу. Поэтому в данном процессе предполагается наличие определенных этапов. Изначально они рассчитываются на общих основаниях, но в индивидуальном отношении могут быть пересмотрены.

К примеру, если работник сразу выполняет поставленную основную норму, но хуже взаимодействует с коллективом. В этом случае подробный профессиональный тренинг нет смысла проводить, но потребуются действия, которые быстрее адаптируют новичка в коллективе.

Адаптация персонала — понятие, виды и этапы

Необходимо отметить, что понятие профессиональной адаптации персонала — это двусторонний процесс. За указанный период не только сотруднику требуется время, чтобы освоиться с окружением и условиями труда. Руководству также необходим период, чтобы присмотреться к новичку, составить о нем мнение, оценить потенциал.

Соответственно можно выделить два основных вида адаптации персонала:

  • первичное привыкание, когда на работу берется молодой сотрудник без опыта;
  • вторичное освоение — когда работник уже обладает профессиональным опытом и ему требуется лишь привыкнуть к новым условиям труда и коллективу.

Процесс освоения на новом месте с точки зрения основных этапов адаптации персонала в организации можно рассматривать с разных позиций. К примеру имеется общая классификация в три стадии:

  • процесс ознакомления, когда работник узнает все об организации, условиях труда и коллегах;
  • привыкание к новому месту, в некоторых случаях процесс приспособления;
  • ассимиляция новичка до полноправного участника коллектива.

Рассматривать этапы процесса освоения можно с разных точек зрения:

  • с позиции новичка, когда меняется его восприятие к новым задачам и окружению;
  • с позиции коллектива, который может признавать или отторгать нового сотрудника;
  • с точки зрения профессионализма, когда происходит постепенный рост эффективности труда;
  • в масштабе организации в целом — насколько данный сотрудник является эффективным.

То есть, классифицирование может осуществляться по разным способам. Все зависит от того, какие цели оно преследует. Основная из них заключается в том, чтобы установить, на каком этапе освоения находится отдельный сотрудник или коллектив. Понимание данного момента позволяет подобрать именно тот метод, который в конечном итоге будет более эффективным для перехода к следующей ступени или для полной ассимиляции.

Этапы проведения адаптации персонала

Для того, чтобы быстро и эффективно внедрить нового работника в рабочий процесс, можно выделить следующие основные этапы адаптации персонала в организации:

  • до начала работы осуществляются предварительные меры, по которым новичку предоставляется информация о графике, внешнем виде и других подготовительных аспектах;
  • в первый день предоставляется вводная информация, по которой работник знакомится с организацией, коллективом и документами;
  • обычно в течение первых дней или недели осуществляется знакомство с рабочим процессом, функциональными обязанностями;
  • в течение первого месяца происходит полное вхождение в должность и соответствующие обязанности;
  • в такой же период устанавливаются основные связи с коллективом и коллегами;
  • в течение установленного испытательного срока формируются уже устойчивые связи с коллегами и регулируется отношение к работе;
  • к концу испытательного срока происходит оценка потенциала сотрудника.

Последний этап также оценивается и работником, насколько условия труда ему подходят. Обычно по истечению двух-трех месяцев уже становится ясно, насколько новоприбывший адаптировался к новому месту.

Методы профессиональной адаптации персонала

Основные методы профессиональной адаптации персонала можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К первым относятся обычно денежные выплаты, премиальные и иные формы поощрения. Также сюда можно включить проведение собеседований, бесед с новичком на начальном этапе.

Нетрадиционные методы включают в себя определенные мероприятия. Они подразумевают такие варианты как наставничество, совместный отдых, семинары и тренинги, другие вариации. Их предназначение обычно заключается в сплочении коллектива на определенном этапе адаптации персонала. Причем учитывается не только социализация, но и профессиональный уровень.

Управление адаптацией персонала в организации

Для эффективного определения этапа адаптации персонала рекомендуется в организации иметь сотрудника или отдел, который будет заниматься данными вопросами. Управление данными процессами и их оценка позволит обнаружить те моменты, которые требуют устранения или корректировки.

Чем быстрее произойдет освоение работника на новом месте — тем быстрее он сможет стать эффективной частью общего коллектива. И чем удобнее ему будет, тем меньше шансов, что будет происходить ротация кадров. То есть определение этапов и внедрение соответствующих методов адаптации персонала в компании в итоге повышает продуктивность производства.

Похожие статьи