Трудовая книжка является основным документом, который удостоверяет наличие у ее предъявителя трудоустройства. Именно по записям в трудовой книжке исчисляется трудовой стаж лица. По ней новый работодатель может проследить историю трудовой деятельности работника.
Более того, именно данный документ необходим для устройства на новое место работы при увольнении. Без нее, найти себе новое место и получить официальную работу, будет невозможно.
Куда обратиться если при увольнении работодатель не отдает трудовую книжку
В связи с большой значимостью указанного документа, закон возлагает на работодателя обязанность выдать книжку на руки при увольнении сотрудника. При этом выдача документа должна быть осуществлена в день увольнения. То есть фактические окончание отношений лица с организацией должно совпадать с получением данной книжки. Это необходимо в качестве гарантии того, что сотрудник не потеряет время и сможет быстро устроиться на новую работу. А это важно, если вспомнить о сроках непрерывности трудового стажа.
Однако при нарушении работодателем указанной обязанности и отказе выдать профессиональную книжку, необходимо обратиться в следующие органы:
- когда работодатель не отдает документ, можно написать заявление в полицию. Ведь в его действиях содержатся признаки преступления, предусмотренного статьей 330 УК РФ – самоуправство. Неправомерное удержание данного документа серьезно нарушает права потерпевшего и имеются все основания для возбуждения производства по уголовному делу;
- если при увольнении работодатель не отдает документ, то следует обратиться с заявлением в инспекцию по защите трудовых прав. Сделать это нужно сразу после задержки выдачи. Когда руководство не отдает документ при увольнении, это административное правонарушение и за него предусмотрена ответственность в виде штрафа;
- если руководство не отдает документ при увольнении, работник может написать заявление в прокуратуру. Этот орган вправе проводить любые проверки по сообщениям о нарушении закона при увольнении, в том числе и по собственному желанию. При выявлении нарушений со стороны работодателя, прокуратура вынудит его отдать документ.
Таким образом, данная ситуация разрешима. Любая ситуация, когда руководство не отдает указанный документ, является прямым нарушением закона. Соответственно, это влечет для него правовые последствия.
Может ли работодатель не отдавать трудовую книжку без обходного листа при увольнении?
Обходной лист является весьма сомнительной с точки зрения закона процедурой. Когда работодатель не возвращает форму при увольнении без подписанного обходного листа, это нарушение прав работника. Обходной лист означает сбор подписей для подтверждения факта отсутствия претензий к сотруднику.
Но в таком случае, трудовые отношения между лицом и предприятием сохранятся до тех пор, пока обходной лист не подписан. Если же приказ об увольнении, в том числе и по собственному деланию готов, но руководство не отдает документ, следует обращаться в любой из перечисленных органов. Поскольку, обходной лист не может служить основанием для отказа в возврате документа лицу.
Могут ли не отдавать трудовую книжку при увольнении по собственному желанию?
Если руководство не отдает учетную книжку, это нарушение при любых обстоятельствах. Это касается не подписанного обходного листа. Но помимо обходного листа, при прекращении отношений по собственному желанию, книжка должна быть отдана владельцу в день приказа.
Любая задержка становится причиной для заявления в государственные органы. При этом нарушение прав при расторжении отношений по собственному желанию станет причиной и для судебного иска. В рамках данного иска можно избежать проблем с обходными листом и получить нужную бумагу при расторжении отношений по собственному деланию. Кроме того, истец получает право на возмещение морального вреда и всех судебных издержек.
Таким образом, если начальство не возвращает бумагу при увольнении по собственному желанию или при отсутствии обходного листа, работник прав. И все инструменты влияния находятся в его руках.
Можно лит завести новую трудовую книжку если не отдают старую?
Завести новую, если не возвращают старую, можно. Такой вариант допускается. В этой ситуации отметка о новом месте работы будет проставлена в новой форме. А старая останется у прежнего руководства.
Но данная ситуация чревата массой сложностей в будущем. Ведь затруднительно будет определить трудовой стаж для пенсии. Придется восстанавливать все записи, которые были в старой форме и переносить их в новую. Нередко оказывается, что перенести сведения из старой в новую невозможно в связи с их утратой. Кроме того, возникнут осложнения с непрерывностью профессионального стажа. Поэтому, лучше всего добиваться возврата старой формы законными способами взамен получения новой.
Работодатель не отдает трудовую книжку и не увольняет – что делать?
В такой ситуации нужно использовать указанные выше законные инструменты. Однако она имеет и несомненные плюсы для работника. Если руководство не отдает трудовую книжку, это означает, что между организацией и сотрудником сохраняются отношения. Поэтому, моментом расторжения отношений, в том числе и по собственному желанию, станет день отдачи документа. Соответственно, за весь период задержки, работодатель будет вынужден выплатить зарплату и включить это время в общий пенсионный стаж.