Грейдинг персонала — это процесс который определяет ценность каждой должности. Составляется он с учетом текущего состояния компании и ее стратегии развития. По самым оптимистичным прогнозам внедрение грейдеров даже в крупной компании займет по меньшей мере несколько месяцев. Полноценно система заработает не ранее, чем через год. С этим приходится считаться при внедрении грендирования в работе с персоналом, уже на стадии приобщения к ней режим потребует грандиозных усилий.
Как провести грейдирование персонала?
Ознакомление с такой системой порождает логичный вопрос о ее эффективности в мотивации сотрудников. Грейдирование само по себе уже потребует концентрации огромных усилий и ресурсов. Приходится составить универсальную шкалу оценки должностей по углубленному анализу. Все уникальные особенности в работе организации придется учесть при построении режима различия должностей. Любая, в особенности крупная компания нуждается в автоматизированной системе поощрения персонала на основе подсчета эффективности. Грейдирование персонала как современный способ мотивации персонала позволяет максимально упростить управление.
Последовательность действий при переходе на режим грейдов:
- Подбор понятных общих критериев оценки сотрудников с их последующим осведомлением для мотивации в работе.
- Установка градации уровней в соответствии с критериями присвоеные каждому из уровней оценки в балах.
- Присвоение каждому грейду определенной оценки в балах
- Расчет шага грейда с вознаграждением за переход на новый уровень.
- Подготовка членов экспертной комиссии в соответствии с установленными критериями и оценочной шкалой.
- Также придется уведомить персонал и руководство на всех уровнях о внедрении грендирования в локальном акте.
Самой распространенной ошибкой в процедуре внедрения оценочной и мотивационной системы грендирования остается проведение масштабных действий сразу, без тестовой апробации. Не желательно, а обязательно протестировать режим грейдов на отдельных секторах. Для начала ее следует внедрить в каком-то из отделов. И уже потом, после анализа всех ошибок распространить режим по всей организации на принципах максимальной эффективности.
Виды системы грейдирования персонала
В обилии систем грейдирования стоит упомянуть о наиболее эффективных и распространенных из них. Еще необходимо понимать о таком критерии выбора, как простота и доступность. Далеко не в каждой компании управляющий персонал может осилить ту или иную систему грейдеров даже в легком формате. Не говоря уж о том, что само внедрение вообще не стоит выполнять своими силами.
В числе самых распространенных систем грейдов по уровню сложности стоит упомянуть о четырех:
- Первая степень сложности сводится к ранжированию обязанностей сотрудников по сложности. В этом случае не требуется никаких трудных вычислений. В такой системе со внедрением грейдирования справится штатный топ-менеджер.
- Режим второго уровня сложности основывается на разветвленных вычислениях и составлении факторно-бальной градации. Ведущие консалтинговые компании считают такое грейдирование упрощенным специально под восточную Европу.
- Третий и четвертый вид грейдирования по примеру оригинального режима грейдов требует вычислений при создании балльно-факторных критериев оценки. В этом подходе мотивация сотрудников потребует уже более сложных расчетов.
Плюсы и минусы системы грейдирования
В числе достоинств приходится отметить:
- Адекватное вознаграждение с премиями и социальным пакетом;
- Эффективное управление персоналом в организации;
- Хорошие перспективы в развитии работников;
- Персонал на любом участке работ получает объективное оценивание работы.
- Возможность наблюдать реальные показатели по уровню дохода человека на должности в соотношении с показателями его эффективности.
- Высокая мотивация у работников;
- Прозрачные перспективы в карьерном росте.
Недостатков меньше, но с ними также приходится считаться в работе:
- Большие затраты по времени и ресурсам уже на стадии вычислений и внедрения с последующим трудоемким поддержанием системы грейдеров;
- Трудности с перемещением сотрудников с должности на должность – по вертикали (повышение) и по горизонтали;
- При ошибочной разработке критериев оценки эффективности в работе персонала грейдирование приведет к обратному результату — неэффективной работе.
Отличия тарифной системы от грейдов
В отличии от тарифного поощрения грейдирование более тесно привязано к эффективности работника в разрезе деятельности всей организации. Персонал получает прозрачное оценивание своей деятельности.
Помимо компетентности и профессионализма на своей должности человек может еще рассчитывать на инициативность, самоотдачу и общую активность. Если эти качества перейдут в реальные показатели, грейдирование предусматривает вознаграждение. Тарифная система работает иначе и замыкается только на профессиональных качествах.