Для любого руководителя вопрос мотивирования сотрудников является ключевым. Ни один работник не будет выполнять свои обязанности должным образом, если его не мотивировали. Поэтому при управлении организацией необходимо серьезно относится к стимулированию труда подчиненных. Для этой цели были продуманы теории мотивации. Данное понятие дает возможность добиваться большей продуктивности от каждого отдельного работника.
Основные теории мотивации персонала
Каждая теория мотивации персонала представляет собой целый список потребностей, которые связаны с побуждением сотрудника к деятельности. Необходимо выделить в первую очередь основные теории:
- Маслоу;
- Существования роста и связей (Альдефера);
- Мак-Клелланда — потребность во власти и успехе;
- Герцберга — гигиенические и мотивирующие факторы;
- Портела-Лоулера — ожидание и справедливость.
Все учения названы в честь тех людей, которые ее придумали. Самой известной является концепция Маслоу, где все потребности разделены по группам от низкого до высокого уровня.
Содержательные теории мотивации персонала
Содержательными называются те теории мотивации, где большое внимание уделяется, прежде всего, потребностям человека. Именно они, исследователями этих учений, были названы основой побуждающих людей к труду. Содержательная группа позволяет определять классификацию потребностей. Создатели данной группы занимаются изучением целей, которые ставятся человеком перед самим собой. Маслоу, Альдефер, Герцберг, МакКлелланд – теоретические результаты этих исследователей входят в содержательную группу.
Современные теории мотивации персонала
При изучении процесса стимулирования для эффективного управления не могли прийти к нужным результатам. Поэтому долгое время исследователи не могли четко выделить причины по которым человек занимается определенной деятельностью. Уже после этого более детальные исследования дали возможность разобраться в этом процессе. Комплекс знаний в поведенческих науках и тех науках, которые связаны с человеческими ресурсами, дал возможность сформировать современные теории мотивации, которые делятся на процессуальные и содержательные.
Процессуальные теории мотивации персонала
Процессуальная группа существенно отличается от содержательной. Здесь большее значение отдают поведению людей в зависимости от их воспитания и от их знаний. Врум и Портер-Лоур – два ученых, которые отметились наибольшим количеством наработок в данной области. Например, в учения Портера-Лоура сочетаются два основных понятия – ожидания и справедливость. Поэтому создатели этой идеи предлагают для эффективного стимулирования в трудовой деятельности находить оптимальные соотношения между результатами и вознаграждениями.
Психологические теории мотивации в управлении персоналом
Тема стимулирования человека для эффективного труда была бы неполной без изучения вопроса с психологической точки зрения. Однако этот анализ проводился еще несколько веков назад. В сравнение были приведены две группы теоретических знаний: принятия решений и автомата. Первая относилась к поведению человека, вторая – к поведению животного. Однако и в отношении психологической тематики решающими стали открытия Маслоу. Этот ученый, разделив на классы все потребности (начиная от физиологических, заканчивая самоактуализацией), ответил на все вопросы.
Сравнительный анализ теорий мотивации персонала
Краткий сравнительный анализ должен помочь разобраться в вопросе стимулирования. Содержательная группа основывается на обнаружении потребностей в соответствии с затраченным трудом. Учения Маслоу указывают, что люди мотивируются удовлетворением основных 5-ти потребностей. Теоретические знания связаны с удовлетворенностью и неудовлетворенностью деятельностью. Клеланд утверждал, что классификацию Маслоу слудет дополнить потребностями успеха и власти, а также участия в обществе.
В процессуальной группе «Основа – это достижение цели, а не цель» главным учением является анализ Врума. В нем утверждается, что даже сильная потребность не можно считать единственным мотиватором. Необходимо опираться и на собственное поведение. Следует найти соотношение между результатом труда и затратами. Нельзя в этом контексте забыть и модель Портера-Лоулера, где добавляются понятия ожиданий и справедливости.
Применение теорий мотивации в практике управления персоналом
Каждая из групп учения применяется по-своему. Например, анализ ожиданий проводится на всех рабочих местах работодателями. Руководство должно оценивать потребности работников и в соответствии с этим предлагать вознаграждение. Важно учитывать и особенности модели справедливости. Поэтому подчиненным необходимо всегда объяснять, почему его коллега получает больше. Это может быть связано с наличием у того большего опыта.