Естественное желание каждого руководителя – это организовать на своем предприятии более эффективный и действенный производственный процесс с максимальной трудовой отдачей персонала. Но достигнуть этой цели возможно только имея четкую стратегию мотивации работников. Для этого работодатель должен уделить особое внимание исследованию системы стимулирования своих тружеников. В данном материале подробнее обсудим основы формирования действенной мотивации персонала, а также специфики ее внедрения в работу организации.
Как разработать систему мотивации персонала?
Понимая значимость мотивационного фактора персонала, руководители стараются внедрить в производственный процесс различные типы стимулирования работников. Но в большинстве случаев делают они это хаотично и бессистемно, ограничиваясь такими тривиальными приемами, как премии, 13-я зарплата, доска почета и тому подобное. Высококачественная же схема мотивации включает в себя три основных способа:
- Материальное поощрение;
- Эмоциональное воздействие;
- Альтернативные (нестандартные) мероприятия.
Если работодатель будет использовать все вышеперечисленные способы не хаотично и бездумно, а с учетом индивидуальных потребностей именно своих сотрудников, только тогда схема стимулирования будет действовать и приносить результаты.
Оценка системы мотивации персонала
Чтобы комплекс мер по стимулированию и мотивации сотрудников начал функционировать и приносить материальную прибыль, руководитель должен принимать во внимание следующие факторы:
- Экономические возможности своего предприятия;
- Корпоративный уклад в компании;
- Формат организации;
- Число департаментов;
- Количество служащих на фирме;
- Какие между сотрудниками сложились личные взаимоотношения;
- Как относятся подчиненные к своему начальству;
- На какие психотипы делятся сотрудники.
При разработке системы мотивации персонала наниматель должен проанализировать все вышеперечисленные факторы и сделать их оценку.
Управление системой мотивации персонала в торговой организации
В торговле, как и в других сферах деятельности, важно учитывать те же мотивационные факторы, которые были перечислены выше. Схема стимулирования сотрудников торговых организаций базируется на двух основных мотивационных блоках: материального и нематериального воздействия.
Нематериальные стимулы нацелены на увеличение заинтересованности специалистов в своей работе посредством таких мотиваторов, как похвала, доброжелательное отношение, объявление благодарности, поздравление с днем рождения и так далее.
Материальный фактор подразумевает финансовую заинтересованность работников. К таким стимулам относятся повышение зарплаты, начисление премиальных, вручение ценных подарков, компенсация платы за проезд, оплата дальнейшего обучения.
Совершенствование системы мотивации персонала в организации
С целью совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в компании, руководитель должен уделить особое внимание такому важному аспекту, как изучение психотипа своих служащих. Современная мотивационная система определяет семь основных психологических типов тружеников:
- Аналитик – человек, способный скрупулезно и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей. Данному психотипу, не смотря на его кажущуюся замкнутость и отрешенность, важно осознавать свою значимость в коллективе.
- Подхалим – этот тип характеризуется стремлением как-можно больше угодить своему работодателю, он может выполнять поручения начальства, даже не относящиеся к его прямым рабочим обязанностям.
- Карьерист – сотрудники, относящиеся к данному типу, амбициозны и целеустремленны. Основным стимулом для них является повышение по службе и карьерный рост.
- Эмоционал – такой работник очень восприимчив к критике, а производительность его труда напрямую зависит от его настроения. Мотивирующем фактором для такого сотрудника служит доброжелательная обстановка в коллективе.
- Организатор – такой человек может стать хорошим помощником своего начальника в сфере организации любых мероприятий, поскольку он умеет сплачивать коллектив и за ним охотно идут люди.
- Конформист – как правило, такой тип, несмотря на дружелюбие и серьезное отношение к работе, особо старается не выделяться и находится в стороне от коллективных мероприятий.
- Индивидуалист – уверенный и самодостаточный работник, но по характеру одиночка, он более результативно работает один, а не в коллективе.
Таким образом, разобравшись с психотипами своего персонала, руководитель сможет выбрать более точную систему мотивации работников.
Экономическая эффективность системы мотивации персонала
Экономическая эффективность системы мотивационного воздействия находится в прямой зависимости от того, каким образом реализуются стратегические цели организации. Эффективность схемы стимулирования включает в себя две составляющие:
- Финансовая эффективность мотивирования;
- Общественная эффективность мотивационного воздействия.
Наибольшую эффективность системы можно достичь только в том случае, если действия персонала направить на достижения тех целей, которые важны для всего предприятия.