Госдума приняла закон, позволяющий оформлять электронные больничные листы. Закон уравнивает бумажный больничный лист, выписанный на установленном бланке, с документом, сформированном в автоматизированной информационной системе, который подписывается усиленными цифровыми подписями медработника и медицинской организации. Переход на новую форму оформления по закону в регионах России начался еще с 1 июля 2017. Как будет выглядеть процесс оформления?
Что такое электронный больничный лист?
Электронный больничный лист будет выглядеть практически как и бумажный, только в виде цифрового документа. Подписывается этот документ усиленной квалифицированной цифровой подписью. Чтобы получить полную информацию, работодатель должен иметь соответствующее ПО и доступ к интернету.
Выписать электронный больничный лист могут лишь медучреждения, подключенные к информационной медицинской системе. Практически оформление будет выглядеть так: в момент, когда врач открывает больничный, информация о нем поступает в отделение ФСС, а также по месту работы больного.
Пациент при выписке получает его номер. По нему в своем личном кабинете он может проверить правильность начисления пособия. Кадровик в своем личном кабинете видит название медучреждения, выдавшего больничный, номер и дату его выдачи, период болезни, ФИО. Подделать такой документ практически невозможно, потому что он проходит по защищенным каналам связи и имеет цифровую подпись.
Очевидно, что новый закон по переходу оформления на электронные листы нетрудоспособности удобен для всех. Страхователям такой переход сократит трудоемкость начисления пособий. Работникам — время оформления документации, избавит от очередей в поликлинике за подписями и даст возможность проверить расчет пособия. ФСС переход выгоден тем, что станет более прозрачным расходование страховых средств, а также позволит быстрее формировать аналитику данных. Для врачей уменьшится время затрачиваемое на оформление бумаг. Для блюстителей закона — уменьшится число мошенничеств в этой области.
Переход на электронные больничные листы — закон в 2018
Пока что, для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам используется листок нетрудоспособности, который оформляется на бумажном бланке. Основная цель перехода оформления на электронные листки — более простой и быстрый обмен информацией о страховых случаях, а также облегчение процесса оформления для пациентов, медработников и кадровиков.
Проект закона на электронные листы был запланирован уже давно. Уже с 2015. он тестируется в Москве, а также в Белгородской и в Астраханской регионах, с 2016 к проекту присоединился Крым, что позволило увидеть как будет выглядеть инициатива в регионах и определить все её уязвимые места. Однако реализовать новое оформление было довольно затруднительно из-за технологической неготовности медучреждений, поэтому переход на новую форму всех регионов затянулся с 2015 до 2017 года.
Электронный больничный лист в 2018 — как это будет выглядеть?
Постепенно все медучреждения осуществят переход на больничные в электронном виде. ФСС России предоставляет в программе всем кадровикам бесплатный личный кабинет.
В этот личный кабинет будут отправляться сведения из медицинского учреждения — например, уведомление об открытии листка нетрудоспособности. Для доступа в личный кабинет кадровик или бухгалтер в ФСС России получает логин и пароль. В личном кабинете можно быстро проверить статус документа открыт, продлен он или закрыт.
Закон предусматривает и существование бумажного носителя некоторое время. Например, для случаев, когда техническая оснащенность работодателя или медучреждения не позволяет выйти в интернет.
Как происходит оформление больничных листов в электронном виде?
Бланк листа в электронном виде ничем не отличается от стандартного бумажного бланка. В момент открытия он регистрируется в централизованной программе доступ к которой имеют кроме медучреждения ФСС России, кадровик и пациент. Таким образом, переход на новую форму удобен практически для всех и никакой сложности не представляет.
Для врача процесс заполнения документа будет выглядеть так. В программе осуществляется переход в личный кабинет и в карту больного, выбирается функцию работы с листом нетрудоспособности. Во многих местах потребуется просто поставить галочки или выбрать выпадающее меню и закрепить все цифровой подписью. Вся информация по защищенным каналам тут же поступает в отделение ФСС России и кадровику. Кадровик и бухгалтерия оформляют необходимую документацию.
Специалисты, которые имеют право работать с этой информацией, могут увидеть название медучреждения, дату выдачи документа и его номер, период болезни, ФИО и причину нетрудоспособности без уточнения диагноза. Работодатель не будет знать, чем переболел сотрудник, но может быть уверен, что нетрудоспособность не липовая.
Как работают электронные больничные листы для кадровиков?
При полном переходе на больничные листы, участие работодателя в процессе выплат пособия сократится. Однако, конечно, полностью исключить кадровика в лице работодателя из этого процесса не получится, ведь первые 3 дня нетрудоспособности оплачиваются за его счет.
Также работодателю потребуется оформлять справки о сумме заработка для ФСС России для корректного начисления пособия. Кроме этого, потребуется предоставлять документы, подтверждающие страховой стаж сотрудника. Формы справок и состав документов, предъявляемые для подтверждения стажа сейчас разрабатываются.